Концепция перспективного развития научно-исследовательской работы в НУВГП на 2010-2015 года

Вступление

    Научно-исследовательскую работу(НИР) следует считать одним из главных направлений деятельности в университете на период до 2015 года, ей предоставляются приоритеты и создаются условия для эффективного, устойчивого развития.
   Развитие НИР в университете определяется и регламентируется Законами Украины "О высшем образовании", "О научной и научно-технической деятельности", "О приоритетных направлениях развития науки и техники", "Об инновационной деятельности", Статутом НУВГП, приказами и инструктивными письмами МОН Украины, решениями Ученого совета, Научно-технического совета университета, совещаний, семинаров, конференций по научным вопросам.

1. Цель, принципы и основные задания НИР

   Стратегической целью развития НИР следует считать достижение в 2010 году всех кадровых, организационно-производственных и экономически-финансовых предпосылок превращения существующих научно-исследовательских структур университета в современный многопрофильный научный центр университетского європейського типа - одного из лидеров в Западном регионе Украины, способного разрешать актуальные научно-технические и социально-экономические проблемы страны и региона.
   Достижение этой цели обеспечивается устойчивым развитием науки в университете и основывается на присущих для университета особенностях водохозяйственного профиля и имеющихся достижениях во многих других научных направлениях.
   Развитие НИР на протяжении 2010-2015 лет базируется на таких основных принципах:
1) предоставление преимуществ в развитии организационным научным формам в виде научных школ и научных центров;
2) подготовка научных и научно-педагогических кадров преимущественно в собственных научных школах, а за их отсутствием - в учреждениях НАН Украины, других ВУЗОВ за целевым заказом;
3) развитие фундаментальных и прикладных исследований преимущественно за государственными и региональными научными приоритетами и программами;
4) ежегодное увеличение части собственных расходов на НИР;
5) всесторонняя поддержка инициативы преподавателей и ученых в исполнении НИР за приоритетными направлениями;
6) всестороннее стимулирование достижения высоких результатов и достижений в НИР;
7) постоянный рост качества результатов НИР и увеличения результатов мирового уровня;
8) постоянная поддержка талантливой молодежи из числа студентов, аспирантов и молодых ученых;
9) непрерывная интеграция научных результатов в учебный процесс и гармонизация научной, учебной и методической работы;
10) максимальное содействие модернизации материально-технической научной и лабораторной базы;
11) содействие модернизации научной информационной базы;
12) максимальное содействие инновационной деятельности;
13) регулярная популяризация и маркетинг собственных научных достижений и результатов;
14) максимальное содействие международным научным связям и международным научным проектам;
15) содействие сотрудничеству с научными учреждениями, другими ВУЗАМИ и органами государственной и местной власти;
16) взаимная ответственность всех руководителей, преподавателей и ученых за достижение высоких научных результатов и научного имиджа университета;
17) открытость, прозрачность и коллегиальность принятия решений относительно научно-исследовательской работы;
18) поиск грантов на поддержку и проведение научно-исследовательских работ, научных проектов, научных и образовательных стажировок и стипендий;
19) усиление патентно-лицензионной работы и обеспечение поддержки действующих охранных документов (патентов на изобретение и полезную модель), в первую очередь, по которых есть запросы производственных и бизнес-структур;
20) устремление дополнительных усилий на подготовку специалистов высшей квалификации;
21) активизация участия ученых университета в государственных целевых и региональных программах по вопросам водного хозяйства и мелиорации земель;
22) активизация участия представителей университета в конкурсах научно-технических разработок, которые объявляются Министерством образования Украины, Держводгоспом Украины и другими министерствами и ведомствами.

Основными заданиями развития НИР на период 2010-2015 года нужно считать такие:
1) усовершенствование организационной структуры управления и выполнения НИР путем создания разнообразных научных, консалтинговых, аудиторских, экспертных, проектных, конструкторских центров, бюро, филиалов, лабораторий, в частности, на производстве и с правом юридического лица: Центра энергосбережения, Информационно-инновационного центра, Центра ГИС - технологий, Центров разработки конкурентоспособных технологий и техники, Центра сертификации продукции разных отраслей и других структур (за отдельным планом);
2) значительное усиление роли университета как лидера в формировании отраслевой (водохозяйственной) и региональной научно-технической политики, выполнении научных разработок и внедрении их в производство (за отдельными планами);
3) расширение направлений госбюджетной и хоздоговорной тематики и достижение объемов финансирования в 2010 году на уровне 3-4 млн. грн. в год;
4) максимальное приближение (за основными направлениями подготовки специалистов) до оптимального уровня кадрового научного потенциала что будет отвечать требованиям государственных и общественных аккредитационных и аттестационных комиссий;
5) увеличение части приоритетных научных тем и разработок, которые будут выполняться в университете, в том числе и за кафедральной тематикой во вторую половину дня, к 60-70% и привлечение к их выполнению к 100% преподавателям;
6) повышение конкурентоспособности прикладных разработок и достижения их 50% соответствия мировым требованиям за счет активизации заграничной патентно-лицензионной работы;
7) налаживание постоянных научных связей с научными академическим заведениями и центрами АН Украины и выполнения ежегодно не менее 4-5 общих научных комплексных проектов;
8) налаживание постоянных научных связей с 4-5 научными центрами и университетами Європейського Союза, дальнего зарубежья(США, Канада, Китай), Российской Федерации для создания общих научных центров и выполнения общих научных проектов;
9) налаживание постоянных стабильных связей с законодательными и исполнительными органами государственной, региональной и местной власти и ввода новых форм сотрудничества с ними для решения научно-технических и социально-экономических проблем и задач;
10) значительное обновление материально-технической и лабораторной базы научных исследований новейшими компьютеризованными, сертифицированными измерительными средствами, комплексами, техникой и оборудованием;
11) участие в создании и вводе (сообща с учебным и учебно-методическим управлениями) новых механизмов передачи научных результатов в учебный процесс с учетом КМСОНП и принципов Болонського процесса;
12) достижение высокой эффективности рекламно-имиджевой работы по популяризации НУВГП как научного центра на международном, государственном и региональном уровнях;
13) достижение надежного обеспечения защиты интеллектуальной собственности и интеллектуального потенциала университета;
14) создание максимально возможных условий, мотивов и гарантий для высокопроизводительного научного труда преподавателям, ученым, докторантам, аспирантам и студентам;
15) ввод системы стажировки научно-педагогических работников, ученых, студентов за рубежом для выполнения научных исследований и общей подготовки аспирантов и докторантов с заграничными партнерами;
16) проведение мероприятий по подготовке и созданию в университете на базе научно-исследовательских лабораторий водохозяйственного направления "Объекта Национальное Приобретение";
17) проведение аттестации наиболее мощных учебно-научных лабораторий кафедр, в которых постоянно работают аспиранты, в частности, кафедры гидротехнических сооружений, кафедры водоотвода, теплогазоснабжения и вентиляции, кафедры архитектуры, кафедры разработки месторождений полезных ископаемых, кафедры строительных, дорожных, мелиоративных машин и оборудования, кафедры химии, кафедры гидроэнергетики и гидромашин и других; начать возобновление оборудования этих лабораторий, в первую очередь тех, где результативно работают докторанты, аспиранты, выполнение научно-исследовательские темы бюджетной и хоздоговорной тематик.

2. Общие приоритетные направления развития науки и техники
в 2010-2015 году

   Основой формирования приоритетных направлений развития науки и техники в университете на 2010-2015 годы является Закон Украины "О приоритетных направлениях развития науки и техники", государственных научных и научно-технических программах, решениях и инструктивных листах МОН Украины относительно развития науки, приоритетные направления развития инновационной деятельности Ровенской области.
     В соответствии с приоритетами развития науки и техники в государстве и в регионе, учитывая имеющийся кадровый научный потенциал, перспективы его развития, научные школы, приоритетными для университета направлениями развития науки и техники на 2010-2015 годы, в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники в государстве, нужно считать такие:

2.1. В фундаментальных исследованиях из важнейших проблем естественных, общественных и гуманитарных наук:
1)физические, химические и биологические процессы в естественных и техногенно измененных водных средах;
2) геодинамические, фильтрационные процессы гидрогеологии в грунтовых средах;
3) гидравлические и гидрологические процессы в открытых и закрытых водотоках, гидротехнических сооружениях;
4) процесса надежности, долговечности, стойкости и прочности конструкций, зданий, сооружений, материалов, машин и механизмов;
5) процессы изменения природно-климатических режимов почв, территорий, населенных пунктов, водных объектов;
6) процессы стойкости динамических систем, экологической стойкости естественных агроландшафтов, сельскохозяйственных угодий, водохозяйственных объектов;
7) принципы управления естественными и техногенными процессами и их математическое моделирование;
8)фундаментальные проблемы гуманитарных наук, в частности образования, педагогики, культуры, социологии, философии, в том числе связаны с внедрением Болонских принципов в высшее образование и КМСОНП в учебный процесс.
9) исследование актуальных проблем теории и практики архитектурного проектирования, исторического архитектурно-градостроительного наследия прикладного геометрического моделирования.

2.2. В проблемах демографической политики, развития человеческого потенциала и формирования общественного общества :
1) знание о человеческом потенциале Ровенской области как научных знаниях, которые необходимы для прогнозирования социально-экономического развития региона;
2) экономическое, социальное, экологическое, инновационно-инвестиционное положение региона и механизмы их улучшения, в частности на принципах устойчивого развития;
3) экономические механизмы государственного и регионального управления, которые направлены на повышение значимости Ровенского региона и Полесского края;
4) стратегии и сценарии развития отраслей региона, в частности за активным участием НУВГП как ведущего научного регионального развития;
5) обоснование создания конкурентоспособных производств, методы и методики технологического предвидения регионального развития;
6) проблемы ценовой, налоговой и учетной политики хозяйственной деятельности предприятий и заведений государственной и негосударственной собственности и проблемы управление производством.

2.3. В проблемах сохранения окружающей естественной среды(окружающая среда) и устойчивого развития :
1) технологии и технические средства утилизации и обезвреживания отходов, выбросов, стоков с получением полезных продуктов(строительных материалов, удобрений, химических веществ-стимуляторов, другой продукции);
2) количественная и качественная оценка состояния природных ресурсов в условиях переменной антропогенной нагрузки и изменения климата;
3) оптимизация и рационализация использования природных ресурсов;
4) методологии и методы комплексного мониторинга окружающей естественной среды и использования данных мониторинга для прогнозных расчетов;
5) технологии и технические средства возобновления естественного состояния окружающей среды и инженерного обустройства естественных объектов и территорий;
6) математическое моделирование естественных процессов для создания инженерных методов их прогнозирования и расчета.

2.4. В новейших технологиях и ресурсосберегающих технологиях в энергетике, промышленности и агропромышленном комплексе:
1) ресурсосберегающие технологии генерирования, превращения и использования энергии;
2) технологии комбинированного производства тепловой и электрической энергии;
3) развитие нетрадиционных технологий получения и использования тепловой энергии;
4) технологии оценки и добычи сырьевых ресурсов и материалов для развития промышленности региона;
5) оценка изменений климата и разработка соответствующих технологий мелиорации сельскохозяйственных угодий;
6) технологии удлинения ресурса и повышения эффективности и эксплуатационной надежности работы машин и механизмов;
7) новая техника и технические средства для строительства, разработки почв, ремонтно-обновительных работ, для промышленного производства и специального назначения, в частности на новых бионических принципах;
8) методы и технологии высокоэффективного использования сельскохозяйственных угодий, в частности мелиорируемых, технологии сохранения плодородия почв;
9) новые технические средства для механизации и автоматизации процессов в промышленности, в частности для предприятий Ровенского региона;
10) новейшие технологии и технические средства водоподготовки, водоотвода и водоочистки, в частности для предприятий Ровенского региона;
11) геоинформационные технологии в управлении производством и естественными процессами.

3. Приоритеты развития науки и техники в университете
для отрасли водного хозяйства

   Приоритеты развития науки и техники для отрасли водного хозяйства разработаны, выходя из необходимости решения одного из важнейших для НУВГП заданий - значительного усиления роли университета как одного из лидеров в формировании отраслевой (водохозяйственной) научно-технической политики и постоянного сохранения этой роли лидера.
   В основе приоритетов научного сотрудничества с отраслью водного хозяйства и развития науки и техники для водного хозяйства лежит Концепция "Научно-техническая политика развития водохозяйственно-мелиоративного комплекса(основные направления) ", утверждена приказом Держводгоспа Украины от 22.05.01 г. № 94, государственные и отраслевые научно-технические программы, материалы совместных заседаний Держводгоспа Украины и ректората НУВГП.
Приоритетными для университета направлениями развития науки и техники для отрасли водного хозяйства на период до 2015 года нужно считать такие:
1) принципы и механизмы государственного управления водным хозяйством на общегосударственном и региональных уровнях;
2) механизмы передачи мелиоративных сетей и объектов в коммунальную собственность;
3) механизмы инновационной и инвестиционной деятельности в отрасли водного хозяйства;
4) улучшение экологического состояния орошаемых и осушенных угодий, водных объектов, экологическое оздоровление малых рек и озер;
5) методы и методики экологического аудита и экологического менеджмента; методы создания природоохранных зон, зон отдыха, ландшафтных парков, вопросы ренатурализации мелиорируемых земель;
6) эстетическая и информационная оснастка водохозяйственных объектов;
7) защита от затопления и подтопления сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, принципы и методы регулирования русел рек, водных потоков, территориального водорегулирования и водораспределения;
8) новые конструкции гидротехнических сооружений, в частности на горных реках и методы их расчета;
9) методы, способы, технические средства коммерческого водоучета на водохозяйственных объектах;
10) средства механизации ремонтно-эксплуатационных работ, в том числе малой;
11) технологии и средства автоматизации водорегулирования и водораспределения;
12) технологии и технические средства водоподготовки и водоотвода для систем сельскохозяйственного водоснабжения; технические средства очистки поливной воды;
13) унифицированное энергосберегающее рабочее оборудование для машин и механизмов для эксплуатационных работ по уходу;
14) энергосберегающая почвообрабатывающая техника и техника для разработки почвы;
15) методы и технологии планирования, строительства и ремонтно-эксплуатационных работ на водохозяйственных объектах и системах;
16) мониторинг мелиорируемых угодий, каналов, сооружений, малых рек, других объектов для получения независимой объективной оценки об их состоянии;
17) диагностика состояния дамб, каналов, зданий, сооружений, разработка методов и средств диагностики их состояния;
18) новые строительные материалы и конструкции для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, новые материалы и технологии для ремонтно-обновительных работ;
19) энергетические обследования, разработка средств малой энергетики, энергосберегающих режимов работы насосных станций;
20) разработка информационных систем и систем связи, в том числе ГИС-систем для управления водохозяйственными объектами и системами;
21) экономические механизмы платного водопользования, направленная на снижение себестоимость воды; учет платных услуг;
22) методики финансового анализа деятельности учреждений отрасли водного хозяйства и формирование бюджетных запросов в отрасли водного хозяйства;
23) повышение надежности эксплуатации оросительных и осушительных систем и водохозяйственных объектов;
24) повышение эффективности использования мелиорируемых угодий с учетом механизмов реформирования агропромышленного комплекса.
25) фундаментальные исследования из водных проблем, математического моделирования естественных процессов на мелиорируемых землях для теоретического обоснования прикладных разработок.
    Важное значение для отрасли имеет создание ведомственной нормативной базы, которая регламентирует разработку региональных схем использования водных ресурсов, проектирования, строительства, реконструкцию и эксплуатацию водохозяйственных объектов, мелиоративных систем, охрану водных ресурсов и окружающей среды.
26) исследование принципов регулирования водных взаимоотношений : юридического, административного, экономического и технического;
27) разработка концепции рационального использования, охраны, воссоздания водных ресурсов и развития водного хозяйства на период до 2015 г. с определением приоритетных направлений и первоочередных шагов решения этих проблем;
28) разработка и внедрение программы питьевого водоснабжения в Украине с постепенным переводом его на подземные воды;
29) разработка экологических нормативов водопотребления и водопользования относительно естественных зон страны.

4. Развитие интеграции НИР и учебного процесса

   На протяжении 2010-2015 лет и на перспективу НИР в университете формируется и развивается, выходя из основополагающего принципа единства образования и науки и задекларированных на Бергенской Конференции по Болонскому процессу (май в 2005 г.) приоритетов относительно значимости исследовательской деятельности как фундамента высшего образования в странах-участниках Болонского процесса, в частности и в Украине.
   Научно-исследовательской работе вместе с учебным процессом предоставляются единственные приоритеты в развитии, а в связи с внедрением КМСОНП на нее полагаются дополнительные задачи:
- обновление содержания учебы новейшими фундаментальными знаниями и прикладными результатами;
- содействие Учебно-методическому управлению в разработке и внедрении в учебный процесс научно ориентированных и инновационных методов, способов и технологий учебы; новейшими фундаментальными знаниями и прикладными результатами;
- создание равноправных условий доступа к материально-технической и научно-информационной базам НИР всем преподавателям, ученым и студентам;
- обеспечение условий мобильности преподавателям, ученым и студентам в исполнении исследовательских проектов.
   Принципы организационного обеспечения научной деятельности в условиях КМСОНП заключаются в следующем:
1) участие НИР в учебном процессе будет регламентироваться внутренними нормативами - стандартами, основным из которых будет "Положение о научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов при кредитно-модульной системе организации учебного процесса в НУВГП";
2) планы научных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ согласуются с направлениями подготовки специалистов и приоритеты предоставляются тематике, что отвечает этим направлениям. Научные приоритеты в университете разрабатываются научно-исследовательским управлением и утверждаются Ученым советом на каждые 5 лет из ежегодного их уточнения;
3) преподавателям, ученым и студентам обеспечивается свободный доступ к участию в исполнении приоритетных научно-исследовательских тем, возможности повышения научной квалификации в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, на должностях научных работников в научных подразделениях, участие в научных конференциях, семинарах, совещаниях, выставках, в опубликовании научных трудов, защите диссертационных работ и получении научных квалификационных уровней (кандидата и доктора наук), создании научных групп, коллективов, школ, научно-исследовательских подразделений и общественных организаций для творческой научной самореализации. Для этого университет создает научную библиотеку с компьютерной базой данных научных достижений, инноваций, отчетов, патентов, диссертационных работ и тому подобное и предоставляет всем свободный доступ к базам данным;
4) студентам обеспечиваются возможности научного самоуправления и возможности создания разнообразных студенческих научных организационных форм: студенческих научных советов, семинаров, групп, бюро; проведение и участие студенческих научных конференций, совещаний, семинаров, олимпиад, участие в исполнении международных грантов, в программах обмена. Эта деятельность всячески поощряется и стимулируется администрацией и преподавателями и учитывается в оценке качества знаний;
5) научно-исследовательская деятельность предлагается студентам на уровне бакалавр на добровольных началах начиная с 2-го курса, а для студентов уровня магистр является обязательным для овладения, однако конкретные способы и формы исследовательской деятельности студент имеет право избирать самостоятельно, исходя из личных целей и программы учебы. Университет при этом (кафедры, преподаватели) обеспечивают максимально возможное многообразие форм и способов исследовательской работы при изучении дисциплин;
6) по требованию студента и заказа предприятия учебными планами индивидуальными программами может быть предусмотрена подготовка специалиста-исследователя с углубленными знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Программы подготовки таких специалистов согласуются с Научно-исследовательским управлением;
7) знания и навыки научно-исследовательской работы студента уровня бакалавр и ее результаты являются определяющими при отборе претендентов для продолжения учебы на уровень магистр. Для этого разрабатывается и внедряется "Положение о рейтинге студентов по результатам научно-исследовательской работы" и "Положения об отборе студентов для учебы на уровень магистр";
8) знания и навыки научно-исследовательской работы и ее результаты для студента уровня магистр являются определяющими при отборе претендентов для учебы в аспирантуре. Для этого до 2015 года в университете должна быть создана и внедрена целостная система отбора и сопровождения одаренной молодежи, способной к научной и научно-педагогической деятельности и разработано "Положение о системе отбора и сопровождению талантливой, одаренной молодежи";
9) результаты научной деятельности преподавателей должны учитываться при принятии на работу, определении размеров надбавок к должностным окладам, размерам материального поощрения, ежегодного рейтинга преподавателя. До 2010 года должна быть разработана и внедрена рейтинговая система оценивания научных достижений преподавателей и ученых в виде утвержденного Ученым советом "Положения о рейтинговом оценивании преподавателей и ученых по результатам научно-исследовательской работы".
   Принципы ввода научно-исследовательской деятельности в учебном процессе заключаются в следующем:
1) научно-исследовательская деятельность вводится как составляющая во всех документах, которые регламентируют учебный процесс при КМСОНП. При этом варианты ввода избирает преподаватель лично и утверждает кафедра;
2) в учебных планах научно-исследовательская деятельность вводится как перечень выборочных научно ориентированных учебных дисциплин, которые может избрать студент. Учебно-методическое управление создает перечень таких дисциплин для учебных планов за направлениями подготовки специалистов и определяет их место в структурно-логической схеме подготовки;
3) в индивидуальных учебных планах подготовки студента научно-исследовательская деятельность отображается как перечень принятых к изучению научно ориентированных дисциплин за выбором и форм и способов выполнения исследовательской работы;
4) в рабочих программах дисциплин научно-исследовательская деятельность отображается отдельным разделом или подразделом, которое информирует о новейших научных достижениях мирового уровня, отечественных достижениях, достижениях научных школ НУВГП, на разработках которых базируется содержание и преподавание дисциплины (теории, методы, методики, техника, технологии, материалы и тому подобное) и научно ориентированы содержательные модули, которые предлагаются на выбор студенту: ИНДЗ, теоретическое исследование, экспериментальное исследование, обобщение, расчет, раздел курсового или дипломного проекта, курсовой или магистерской работы с элементами научной работы, научный поиск и тому подобное);
5) в учебном процессе на кафедрах научно-исследовательская деятельность вводится в виде создания банков данных научных достижений ученых и преподавателей кафедры, перечней ИНДЗ, традиционных для кафедры форм привлечения студентов к исследовательской работе в учебное и внеучебное время, тематики кафедральных научных тем. Информация размещается обязательно на веб-страницах и стендах кафедр;
6) в информационных пакетах об университете, факультете, кафедре научная деятельность отображается путем указания научных достижений и объяснений студентам относительно возможных форм и преимуществ участия в исследовательской работе и получении знаний и навыков такой работы за избранным направлением учебы.